|
Здоровая школа
Возрастные особенности школьников как основание для выбора здоровьесберегающих технологий и обучения ЗОЖ
Общие вопросы
1. Каждый учитель, который внимательно наблюдает за своими воспитанниками, знает, чем «дышат» дети: что их волнует, увлекает, радует, воодушевляет. И это – наилучший интуитивный ориентир, потому что в интересах ребят отражаются их истинные возрастные потребности и запросы. Доминирующие потребности и мотивы могут не касаться проблемы здоровья напрямую, но они дают подсказку, как именно построить работу по пропаганде ЗОЖ, какие мотивы использовать в качестве базовых. Кроме того, каждый ребенок имеет уникальные личностные особенности и соответственно каждый класс – уникальный коллектив. Поэтому наиболее эффективно строить деятельность по обучению здоровью, по пропаганде ЗОЖ, исходя из интересов школьников «здесь и сейчас». Это определяет значение второго тезиса.
2. Учителю необходимо больше внимания уделять диагностике. Мнение о том, что только специальные анкеты и опросники могут служить основой для диагностики, сужает возможности учителя в получении обратной связи. Вопросы, интересующие учителя, можно сформулировать самостоятельно. Это могут быть прямые вопросы о том, какие вопросы ЗОЖ ребятам интересней. Вопрос может быть сформулирован косвенно: «Какие именно вопросы ЗОЖ, по вашему мнению, наиболее интересны ребятам вашего возраста?»
Косвенный вопрос позволяет ученикам отвечать более свободно, не выдавая «личные» секреты (на самом деле любой косвенный вопрос эти секреты делает прозрачными). Это связано с тем, что человек всегда исходит из своей личности, всегда проецирует во внешний мир себя и свои ценности. Таким же образом можно предложить ребятам список различных форм мероприятий, с тем, чтобы они отметили наиболее интересные и т.д.
1. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Здоровьесбережение на основе удовлетворения базовых потребностей (Г.К. Зайцев). У детей младшего школьного возраста доминируют преимущественно сложнейшие биологические по¬требности в саморазвитии, игре и подражании, а также вспо¬могательные потребности в свободе выбора и вооруженности (опытности).
С учетом этого ведущими видами деятельности для них являются разнообразные игры, ручное и вербальное творчество (например, сочинение сказок и др.). При этом непре¬менное условие состоит в том, чтобы предоставить детям сво¬боду выбора средств удовлетворения своих потребностей в этих видах деятельности. Содержание образова-ния в начальных классах должно стать для ребенка сред¬ством для достижения им своих игровых и творческих целей. В этом случае, с одной стороны, обеспечивается его индиви¬дуально-гармоничное развитие, а с другой - непроизвольное овладение основными навыками образовательной деятельности (счета, письма, чтения, наблюдения и общения), а также фор¬мирование необходимых знаний для обеспечения своей жиз¬недеятельности.
Развитие субъектности. В младшем школьном возрасте делать упор на субъектность ребенка преждевременно. Осмысление собственных действий и чувств (рефлексия), произвольность поведения в этот период только формируются и поэтому можно говорить только о создании условий для их развития.
Субъектность младшего школьника развивается через учебную деятельность, поэтому воспитательные воздействия по развитию субъектности осуществляются через элементы самоанализа, самооценки, самокритики, самоконтроля именно в ходе обучения. Кроме того, воспитательные воздействия наиболее эффективны, когда учебная деятельность взаимосвязывается с другими ее видами, особенно с трудом, что способствует формированию нравственных качеств личности младшего школьника.
Отношения между детьми в классе строятся в этом возрасте преимущественно через учителя, он организует их совместную деятельность и общение. Поэтому на первый план выступают методы организации детского коллектива: коллективные единые требования, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, коллективное соревнование и прочее. Адекватным для данной ситуации выступает и метод коллективной перспективы, представляющий собой отдаленную по времени цель, порождающую стремление и добровольную увлекательную деятельность.
Для младшего школьника характерен значительный интерес к играм. Специфика воспитания через игровую деятельность состоит в том, что дети отдают предпочтение игре «по правилам». Младшие школьники чрезвычайно чувствительны к выполнению правил, и их требовательность в этом отношении распространяется не только на сверстников, но и на учителя.
Исключительно актуальными для младших школьников выступают методы повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия: метод уважения детской личности, педагогическое требование, убеждение, доверие, сочувствие и прочее.
Доминирующим мотивом в этот возрастной период является мотив достижения успеха. Младший школьник очень чувствителен к оценкам, которые дают ему значимые взрослые, в первую очередь учитель, родители, знакомые. Поэтому в начальной школе объективно создаются благоприятные условия для использования не только воздействующих и взаимодействующих методов воспитания, но и методов, учитывающих содействие детей воспитателю. К ним относятся методы поддержки инициативы, методы самоорганизации взаимодействия, совместной учебной деятельности.
Особенности отношения к здоровью. Младший школьный возраст – этап осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью. Для младших школьников характерна оценка своего здоровья как здоровья тела. Чем старше становится ребенок, тем чаще на первый план выступают эмоциональные оценки «быть веселым», «красивым», «иметь много друзей».
В этот период развития становится очень значимым факт осознания ребенком важности здоровья для успешного освоения новой и инте¬ресной для него деятельности учения. Все требования режима дня ре¬бенка, медицинские и гигиенические аспекты организации его учеб¬ной деятельности в школе и дома становятся одной из центральных тем содержания общения ребенка и взрослого.
Другой, не менее важный аспект проблемы отношения ребенка к свое¬му здоровью связан с тем, что отношение ребенка младшего школьного возраста к своему здоровью и его оценка начинают во многом определяться теми характеристиками, которые включаются в содержание его общения с учи¬телем. В этом смысле учитель, не только выполняющий определенные медицинские, физиологические рекомендации, но и демонстрирующий свое личное отношение к ним, помогающий понять детям, почему он это делает, почему он считает, что они тоже должны так делать, создает опти¬мальные возможности для благоприятного хода развития ребенка.
|